фотогалерея

зимнее сердце югры
Зима в таёжном краю длится долгие шесть месяцев, замедляя ритм жизни в скованных льдом реках, погружая в сон под снежными шапками вековые кедровники, превращая территорию в огромное снежное поле с искрящимися холмами. Но жизнь в Югре зимой не замирает, а, наоборот, начинает кипеть с новой силой. Это время возобновления работы транспортных магистралей к труднодоступным территориям — зимников, зимней охоты и рыбалки, чистейший морозный воздух и снежная пыль в лицо от поездки на оленях и собаках, лыжные прогулки в настоящей зимней сказке
зимнее сердце югры
Зима в таёжном краю длится долгие шесть месяцев, замедляя ритм жизни в скованных льдом реках, погружая в сон под снежными шапками вековые кедровники, превращая территорию в огромное снежное поле с искрящимися холмами. Но жизнь в Югре зимой не замирает, а, наоборот, начинает кипеть с новой силой. Это время возобновления работы транспортных магистралей к труднодоступным территориям — зимников, зимней охоты и рыбалки, чистейший морозный воздух и снежная пыль в лицо от поездки на оленях и собаках, лыжные прогулки в настоящей зимней сказке
подведенная к медведю
Медведь у хантов — сын небесного бога Торума. Он вызывает у обских народов особое почтение. Во время обряда «Медвежьи игрища» к голове медведя допускаются только мужчины. Сцепившись мизинцами рук, они исполняют священные песни.
Мария Кузьминична Волдина с детских лет множество раз побывала на закрытых для посторонних глаз обрядах поклонения медведю. Это единственная женщина ханты, которая с благословения старейшин дважды была подведена к голове медведя на священном празднике и исполнила там обрядовые действа
подведенная к медведю
Медведь у хантов — сын небесного бога Торума. Он вызывает у обских народов особое почтение. Во время обряда «Медвежьи игрища» к голове медведя допускаются только мужчины. Сцепившись мизинцами рук, они исполняют священные песни.
Мария Кузьминична Волдина с детских лет множество раз побывала на закрытых для посторонних глаз обрядах поклонения медведю. Это единственная женщина ханты, которая с благословения старейшин дважды была подведена к голове медведя на священном празднике и исполнила там обрядовые действа
ворона
Ворона приносит с собой радостную весть о приходе весны. У обских угров считается, что это сулит семьям здоровых детей, а стадам оленей — хороший приплод.
В Вороний день ханты и манси накрывают столы, готовят праздничное блюдо «саломат» — густая каша из мяса и муки грубого помола, пекут пироги с рыбой и ягодой. Угощение окуривают чагой, затем гостей приглашают к накрытому столу. На ветки берёзы повязывают лоскутки из ткани с монетами, желая близким людям всего наилучшего в жизни
ворона
Ворона приносит с собой радостную весть о приходе весны. У обских угров считается, что это сулит семьям здоровых детей, а стадам оленей — хороший приплод.
В Вороний день ханты и манси накрывают столы, готовят праздничное блюдо «саломат» — густая каша из мяса и муки грубого помола, пекут пироги с рыбой и ягодой. Угощение окуривают чагой, затем гостей приглашают к накрытому столу. На ветки берёзы повязывают лоскутки из ткани с монетами, желая близким людям всего наилучшего в жизни
подземного зверя рога
Находка учеными массового скопления останков плейстоценовых животных — костей мамонтов в Югре, дает возможность изучения их в естественном залегании, а также соотнести с фольклорными представлениями местных народов об этих животных. У хантов существует довольно много преданий о мамонте. Когда они ездили сватать невест к своим сородичам в низовья реки Оби, то встречали по пути огромные кости и бивни мамонта, которые они называли мув хор окат «подземного зверя рога». Они верили, что мув хор — не особая порода зверя, а подземное перевоплощение лося, медведя и щуки.
Касаясь бивня древнего животного, здесь, в месте его обитания, кажется, что стираешь границу веков и культур
подземного зверя рога
Находка учеными массового скопления останков плейстоценовых животных — костей мамонтов в Югре, дает возможность изучения их в естественном залегании, а также соотнести с фольклорными представлениями местных народов об этих животных. У хантов существует довольно много преданий о мамонте. Когда они ездили сватать невест к своим сородичам в низовья реки Оби, то встречали по пути огромные кости и бивни мамонта, которые они называли мув хор окат «подземного зверя рога». Они верили, что мув хор — не особая порода зверя, а подземное перевоплощение лося, медведя и щуки.
Касаясь бивня древнего животного, здесь, в месте его обитания, кажется, что стираешь границу веков и культур
Миснэ
Миснэ — лесная дева, дочь водяного царя, которая часто встречается в мансийских сказках. Она приносит удачу и помогает охотникам и гостям, бережно относящимся к лесу. Живёт она за тонкой плёнкой бересты, она невидима и очень редко предстаёт перед человеком-мужчиной, только когда желает стать его женой
Миснэ
Миснэ — лесная дева, дочь водяного царя, которая часто встречается в мансийских сказках. Она приносит удачу и помогает охотникам и гостям, бережно относящимся к лесу. Живёт она за тонкой плёнкой бересты, она невидима и очень редко предстаёт перед человеком-мужчиной, только когда желает стать его женой
шепот земли
Только рожденный на югорской земле может слышать, о чем она говорит. Родная земля питает сильные корни семейного рода, сохраняет традиции и воспитывает детей своих сильных характером. Она дарит уверенность, делится своим богатствами, баюкает в своей уютной колыбели
шепот земли
Только рожденный на югорской земле может слышать, о чем она говорит. Родная земля питает сильные корни семейного рода, сохраняет традиции и воспитывает детей своих сильных характером. Она дарит уверенность, делится своим богатствами, баюкает в своей уютной колыбели
земля кошачьего локотка
Образ кошки достаточно нетипичный для народа, живущего в суровых условиях и ведущего полуоседлый образ жизни. Но с этим священным обликом связаны некоторые верования народов Югры. Казымская богиня представлялась им в образе «черной или белогрудой кошки», а проживала она на «земле кошачьего локотка». В обличье священной кошки богиня предстает в момент «безудержного гнева». Она выскакивает из жилища, чтобы поднять на противника «светлой озерной воды волне, подобную саблю». С кошкой связано и поверье о спасении во время всемирного потопа, «если сделаешь плот в семь бревен и посадишь на него серую кошку, то обязательно останешься жив». Есть и народные приметы о кошке: если она скребёт когтями по полу — «дорогу (кому-то) скребёт», если при умывании достаёт лапками за ушами — «гости приедут»
земля кошачьего локотка
Образ кошки достаточно нетипичный для народа, живущего в суровых условиях и ведущего полуоседлый образ жизни. Но с этим священным обликом связаны некоторые верования народов Югры. Казымская богиня представлялась им в образе «черной или белогрудой кошки», а проживала она на «земле кошачьего локотка». В обличье священной кошки богиня предстает в момент «безудержного гнева». Она выскакивает из жилища, чтобы поднять на противника «светлой озерной воды волне, подобную саблю». С кошкой связано и поверье о спасении во время всемирного потопа, «если сделаешь плот в семь бревен и посадишь на него серую кошку, то обязательно останешься жив». Есть и народные приметы о кошке: если она скребёт когтями по полу — «дорогу (кому-то) скребёт», если при умывании достаёт лапками за ушами — «гости приедут»
владыка вод
Место слияния двух могучих югорских рек Оби и Иртыша у народов ханты и манси считается священным. Более того, о нем ходит множество легенд. Одна из них рассказывает о том, как Иртыш, сын Алтая, долго искал красавицу Обь, а когда нашел, слился с ней, и они вместе понесли свои воды дальше.
Еще год назад обычному туристу без подсказки знающих людей было достаточно сложно понять, где же заканчивается Иртыш и начинается Обь, сейчас даже дети без труда найдут это сакральное место, ведь на месте слияния установлена единственная в России плавающая часовня-маяк Николая Чудотворца
владыка вод
Место слияния двух могучих югорских рек Оби и Иртыша у народов ханты и манси считается священным. Более того, о нем ходит множество легенд. Одна из них рассказывает о том, как Иртыш, сын Алтая, долго искал красавицу Обь, а когда нашел, слился с ней, и они вместе понесли свои воды дальше.
Еще год назад обычному туристу без подсказки знающих людей было достаточно сложно понять, где же заканчивается Иртыш и начинается Обь, сейчас даже дети без труда найдут это сакральное место, ведь на месте слияния установлена единственная в России плавающая часовня-маяк Николая Чудотворца
жизнь, заплетенная в узор
История, культура, мировоззрение «записаны» орнаментом в картину мира коренных народов ханты и манси. Орнамент имеет свою силу, сокровенный смысл и значение. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости и металла. В основе орнаментальной системы ханты и манси есть два неизменных понятия: «след» и «изображение»
жизнь, заплетенная в узор
История, культура, мировоззрение «записаны» орнаментом в картину мира коренных народов ханты и манси. Орнамент имеет свою силу, сокровенный смысл и значение. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости и металла. В основе орнаментальной системы ханты и манси есть два неизменных понятия: «след» и «изображение»
открытие
Более 9 веков назад начался процесс формирования коренных этносов в Югре. Именно ханты и манси — близкородственные народы, объединенные единством мировоззрения, сходством обрядов и традиционных промыслов, составляют уникальную группу обских угров, проживающих на этой древней земле
открытие
Более 9 веков назад начался процесс формирования коренных этносов в Югре. Именно ханты и манси — близкородственные народы, объединенные единством мировоззрения, сходством обрядов и традиционных промыслов, составляют уникальную группу обских угров, проживающих на этой древней земле
нож оленевода
У мужчин народа ханты в обиходе как правило несколько разных ножей, один из них «щухри» — острый, тонкий, узкий нож. Его применяют при работе с костью, для просверливания всевозможных отверстий, для обработки граней в костях, при постройке нарт и для шлифовки блоков на упряжи. Он постоянно находится в ножнах на поясе. Таким ножом можно гадать – после очищения ножа огнём считается, что нож меняет свою функцию и становится инструментом для вхождения в потусторонний мир.
Глава фермерского хозяйства в Белоярском районе Николай Павлович Тасьманов за свои шестьдесят четыре года сделал не один такой нож.
нож оленевода
У мужчин народа ханты в обиходе как правило несколько разных ножей, один из них «щухри» — острый, тонкий, узкий нож. Его применяют при работе с костью, для просверливания всевозможных отверстий, для обработки граней в костях, при постройке нарт и для шлифовки блоков на упряжи. Он постоянно находится в ножнах на поясе. Таким ножом можно гадать – после очищения ножа огнём считается, что нож меняет свою функцию и становится инструментом для вхождения в потусторонний мир.
Глава фермерского хозяйства в Белоярском районе Николай Павлович Тасьманов за свои шестьдесят четыре года сделал не один такой нож.
рога большого хора
«Ун хор оцат» или Рога большого хора – так называется один из основных орнаментов обских угров. Именно природой во всех ее проявлениях вдохновлялись они при создании причудливых узоров, которые наносились на одежду и предметы быта для украшения и защиты. Орнаменты могут говорить, откуда прибыл их обладатель, есть ли у него богатство, сообщают о масти его оленя.
В семье, которая занимается оленеводством, у каждого есть свой олень в общем стаде, а значит – и свой особый орнамент на одежде.
рога большого хора
«Ун хор оцат» или Рога большого хора – так называется один из основных орнаментов обских угров. Именно природой во всех ее проявлениях вдохновлялись они при создании причудливых узоров, которые наносились на одежду и предметы быта для украшения и защиты. Орнаменты могут говорить, откуда прибыл их обладатель, есть ли у него богатство, сообщают о масти его оленя.
В семье, которая занимается оленеводством, у каждого есть свой олень в общем стаде, а значит – и свой особый орнамент на одежде.
у бабушки
Женщинам ханты и манси, живущим в национальных деревнях, некогда лежать на диване, смотреть телевизор или листать ленту социальных сетей, хотя интернет сегодня есть даже на отдалённых IT-стойбищах Югры. Женщина – это сердце и душа, она хранительница домашнего очага. Оленеводческие народы уважают ее труд. Женщина тундры – не просто домохозяйка, ее обязанности в чуме более обширны: она воспитывает детей, выделывает шкуры, шьет одежду, готовит пищу и кормит семью, но есть время и помечтать.
у бабушки
Женщинам ханты и манси, живущим в национальных деревнях, некогда лежать на диване, смотреть телевизор или листать ленту социальных сетей, хотя интернет сегодня есть даже на отдалённых IT-стойбищах Югры. Женщина – это сердце и душа, она хранительница домашнего очага. Оленеводческие народы уважают ее труд. Женщина тундры – не просто домохозяйка, ее обязанности в чуме более обширны: она воспитывает детей, выделывает шкуры, шьет одежду, готовит пищу и кормит семью, но есть время и помечтать.
мужчина, осматривающий мир
В фольклоре обских угров, в сюжетах, связанных с миром духов, часто упоминается лошадь. Встречается в легендах конь белой или золотистой масти, а всадник на нем - седьмой сын небесного бога Торума, известный под именами: Мир вантө хө или Мир-сунэ-хум «Мужчина, осматривающий мир». Он облетает землю с такой скоростью, с какой сгорает тонкая пленка на бересте. Божество может спускаться на землю, только если ему под ноги поставят серебряные тарелочки.
мужчина, осматривающий мир
В фольклоре обских угров, в сюжетах, связанных с миром духов, часто упоминается лошадь. Встречается в легендах конь белой или золотистой масти, а всадник на нем - седьмой сын небесного бога Торума, известный под именами: Мир вантө хө или Мир-сунэ-хум «Мужчина, осматривающий мир». Он облетает землю с такой скоростью, с какой сгорает тонкая пленка на бересте. Божество может спускаться на землю, только если ему под ноги поставят серебряные тарелочки.
повелитель оленей
Удивительно, но и сегодня в Югре живут настоящие оленеводы. Олень для северных народов – основной источник пропитания и достатка. Олень – это средство передвижения, пища, одежда. Оленье мясо и вкусное, и диетическое. Из оленьих шкур шьют одежду, обувь. Из зимних оленьих шкур готовят полотнища для чума, шкуры используют для постели, стелят на нарты. Интересно, что точное количество оленей в хозяйстве знает только хозяин. И это большой секрет семьи.
повелитель оленей
Удивительно, но и сегодня в Югре живут настоящие оленеводы. Олень для северных народов – основной источник пропитания и достатка. Олень – это средство передвижения, пища, одежда. Оленье мясо и вкусное, и диетическое. Из оленьих шкур шьют одежду, обувь. Из зимних оленьих шкур готовят полотнища для чума, шкуры используют для постели, стелят на нарты. Интересно, что точное количество оленей в хозяйстве знает только хозяин. И это большой секрет семьи.
куст 2
Первая ассоциация с Югрой – это, конечно же, нефть, упоминания о которой появились более 300 лет назад. Земля не сразу захотела отдавать свои богатства. На пути первопроходцев стояли топкие болота, непроходимые завалы тайги и полное бездорожье. При разработке месторождений важно было бережно, с уважением и заботой относиться к богатейшей югорской земле, ее первозданной природе и народам, которые ее населяют. Основным методом добычи нефти стал кустовой, когда группа скважин, расположена на небольшой территории. Если представить себе наглядно, то получится, что «куст» растет вниз, в землю. «Ветки» в этом случае — это скважины, которые бурятся вертикально и расходятся под разными углами.
куст 2
Первая ассоциация с Югрой – это, конечно же, нефть, упоминания о которой появились более 300 лет назад. Земля не сразу захотела отдавать свои богатства. На пути первопроходцев стояли топкие болота, непроходимые завалы тайги и полное бездорожье. При разработке месторождений важно было бережно, с уважением и заботой относиться к богатейшей югорской земле, ее первозданной природе и народам, которые ее населяют. Основным методом добычи нефти стал кустовой, когда группа скважин, расположена на небольшой территории. Если представить себе наглядно, то получится, что «куст» растет вниз, в землю. «Ветки» в этом случае — это скважины, которые бурятся вертикально и расходятся под разными углами.
музыка Веры
Югорский композитор, музыкант, самобытный исполнитель Вера Кондратьева в своем творчестве опирается на традиционную культуру народов ханты и манси. Известная глубоким и сильным голосом, Вера будто погружает слушателя в мир самой природы.
Играя на тумране – древнем хантыйском язычковом музыкальном инструменте, она может воспроизводить голоса птиц и зверей. Традиционно изготовлением и игрой на этом инструменте занимаются женщины, а делается из он из ребра оленя или дерева и сухожильной нити. Это ремесло сродни шаманства: бывали случаи, когда мастерица, обучавшая молодого мастера, буквально передавала ему свой «дар» и больше не могла играть на тумране.
музыка Веры
Югорский композитор, музыкант, самобытный исполнитель Вера Кондратьева в своем творчестве опирается на традиционную культуру народов ханты и манси. Известная глубоким и сильным голосом, Вера будто погружает слушателя в мир самой природы.
Играя на тумране – древнем хантыйском язычковом музыкальном инструменте, она может воспроизводить голоса птиц и зверей. Традиционно изготовлением и игрой на этом инструменте занимаются женщины, а делается из он из ребра оленя или дерева и сухожильной нити. Это ремесло сродни шаманства: бывали случаи, когда мастерица, обучавшая молодого мастера, буквально передавала ему свой «дар» и больше не могла играть на тумране.
Мария Кузьминична
Мария Кузьминична Волдина. Эту маленькую женщину знают и любят не только в Югре, но и во всем мире. Педагог, просветитель, журналист, знаток и носитель народных традиций, общественный деятель, поэт, сказитель, переводчик, актриса, «голос северных народов», «мать земли югорской» и просто «бабушка» не только для своих семи внуков и девяти правнуков, но и для всех детей Югры. Где бы она ни появлялась, везде покоряет сердца людей своей теплотой, мудростью, добротой и щедро делится бережно собранными песнями, сказками, легендами – «даром моих корней моего маленького, богатого душой народа».
Мария Кузьминична
Мария Кузьминична Волдина. Эту маленькую женщину знают и любят не только в Югре, но и во всем мире. Педагог, просветитель, журналист, знаток и носитель народных традиций, общественный деятель, поэт, сказитель, переводчик, актриса, «голос северных народов», «мать земли югорской» и просто «бабушка» не только для своих семи внуков и девяти правнуков, но и для всех детей Югры. Где бы она ни появлялась, везде покоряет сердца людей своей теплотой, мудростью, добротой и щедро делится бережно собранными песнями, сказками, легендами – «даром моих корней моего маленького, богатого душой народа».
Торум Маа – священная земля
Торум Маа – в переводе с мансийского означает «священная земля». Святилищами становились скалы и камни, мысы рек, пещеры и холмы, а позже появились и рукотворные святилища. Задабривая местных духов, им подносили съестное подношение и другие дары – меха, ткань, одежду, украшения и монеты. Хантыйские женщины приносили на святилище коробки для рукоделия, а рождение каждой девочки отмечали приношением игольницы. Эти места нельзя было осквернять хозяйственными делами, грубыми словами или недостойным поведением, а проезжая мимо них, следовало оставить духу подношение.
Торум Маа – священная земля
Торум Маа – в переводе с мансийского означает «священная земля». Святилищами становились скалы и камни, мысы рек, пещеры и холмы, а позже появились и рукотворные святилища. Задабривая местных духов, им подносили съестное подношение и другие дары – меха, ткань, одежду, украшения и монеты. Хантыйские женщины приносили на святилище коробки для рукоделия, а рождение каждой девочки отмечали приношением игольницы. Эти места нельзя было осквернять хозяйственными делами, грубыми словами или недостойным поведением, а проезжая мимо них, следовало оставить духу подношение.
разговор с Богами
Жители тайги не мыслили своего существования вне связи с миром духов. У народов ханты и манси есть древний обычай – завязывать яркие ленточки на берёзу, так как она является чистым деревом, олицетворяющим жизнь. Завязывая ленточку, загадывается заветное желание. Оно должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно всё сбудется.
разговор с Богами
Жители тайги не мыслили своего существования вне связи с миром духов. У народов ханты и манси есть древний обычай – завязывать яркие ленточки на берёзу, так как она является чистым деревом, олицетворяющим жизнь. Завязывая ленточку, загадывается заветное желание. Оно должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно всё сбудется.
сказочный персонаж
Щука, щучья голова, хитрая рыба, ожерелье из щучьего хребта… Именно щука и ее образ занимает особое место в культуре и в жизни хантов и манси. Образ щуки символизирует скорость и уверенность. Из щучьей кожи и сегодня делают обувь, одежду и сумочки, а из щучьих косточек – необычные украшения, развивающие игрушки для детей и даже пекут хлеб.
сказочный персонаж
Щука, щучья голова, хитрая рыба, ожерелье из щучьего хребта… Именно щука и ее образ занимает особое место в культуре и в жизни хантов и манси. Образ щуки символизирует скорость и уверенность. Из щучьей кожи и сегодня делают обувь, одежду и сумочки, а из щучьих косточек – необычные украшения, развивающие игрушки для детей и даже пекут хлеб.
международная полевая станция Мухрино
В мифологических представлениях болото с его сказочным разнотравьем занимает значимое место первоосновы земли. В реалиях сегодняшнего дня болото становится объектом исследования ученых.
Расположенная в центральной части Западной Сибири неподалеку от города Ханты-Мансийска международная полевая станция Мухрино служит базой для научной работы российских и зарубежных ученых, многолетних круглогодичных наблюдений и исследований под эгидой ЮНЕСКО. «Лёгкие планеты» исследуют самыми передовыми технологиями. Определяют состав атмосферы далекого прошлого, а по составу торфа могут узнать, каким был климат 10 тысяч лет назад.
Деревянные мостки, расположенные по болоту, позволяют проводить исследования без нарушения поверхности болота. Автономная система энергообеспечения включает солнечные батареи, ветрогенератор, аккумуляторные батареи и систему мониторинга энергообеспечения.
международная полевая станция Мухрино
В мифологических представлениях болото с его сказочным разнотравьем занимает значимое место первоосновы земли. В реалиях сегодняшнего дня болото становится объектом исследования ученых.
Расположенная в центральной части Западной Сибири неподалеку от города Ханты-Мансийска международная полевая станция Мухрино служит базой для научной работы российских и зарубежных ученых, многолетних круглогодичных наблюдений и исследований под эгидой ЮНЕСКО. «Лёгкие планеты» исследуют самыми передовыми технологиями. Определяют состав атмосферы далекого прошлого, а по составу торфа могут узнать, каким был климат 10 тысяч лет назад.
Деревянные мостки, расположенные по болоту, позволяют проводить исследования без нарушения поверхности болота. Автономная система энергообеспечения включает солнечные батареи, ветрогенератор, аккумуляторные батареи и систему мониторинга энергообеспечения.
баланс
Что постоянно влечет нас к природе? Почему именно там чувствуем что-то, чего нет в городах? Ответ прост. Единение с природой необходимо нам, потому что душа человека и душа природы – одна Душа. Возможно, мы просто забыли об этом, но какая-то неведомая сила природы манит снова и снова. Она дает силы, заряжает и позволяет отдохнуть от суеты жизни. Находясь на природе, мы начинаем ощущать эту связь, чувствуем это спокойствие единой Души, которая связывает и наполняет все живое на планете. В этот момент единения все вокруг затихает. Есть только дыхание души, которая хочет надышаться.
баланс
Что постоянно влечет нас к природе? Почему именно там чувствуем что-то, чего нет в городах? Ответ прост. Единение с природой необходимо нам, потому что душа человека и душа природы – одна Душа. Возможно, мы просто забыли об этом, но какая-то неведомая сила природы манит снова и снова. Она дает силы, заряжает и позволяет отдохнуть от суеты жизни. Находясь на природе, мы начинаем ощущать эту связь, чувствуем это спокойствие единой Души, которая связывает и наполняет все живое на планете. В этот момент единения все вокруг затихает. Есть только дыхание души, которая хочет надышаться.
по ковру из беломошника
Летом дети радуются не только каникулам, но и возвращению в родной дом. Бегают по близким сердцу местам, мягкому беломошнику среди величественных кедров. С началом учебного года родители отправляют детей в интернат, где они живут, учатся, развиваются, растут и становятся взрослыми. Расставание неизбежно, ведь их дом находится в месте, куда во время распутицы, снегопада, дождя нельзя добраться никаким транспортом.
по ковру из беломошника
Летом дети радуются не только каникулам, но и возвращению в родной дом. Бегают по близким сердцу местам, мягкому беломошнику среди величественных кедров. С началом учебного года родители отправляют детей в интернат, где они живут, учатся, развиваются, растут и становятся взрослыми. Расставание неизбежно, ведь их дом находится в месте, куда во время распутицы, снегопада, дождя нельзя добраться никаким транспортом.
линия жизни
Природа Югорского края красива, но условия жизни здесь непросты. Необъятные расстояния между населенными пунктами, морозы, ветра и много физического труда. Долгий трудовой жизненный путь оставляет следы на руках.
линия жизни
Природа Югорского края красива, но условия жизни здесь непросты. Необъятные расстояния между населенными пунктами, морозы, ветра и много физического труда. Долгий трудовой жизненный путь оставляет следы на руках.
хранительницы сказок
Хантыйские и мансийские женщины вечерами собираются вместе в каком-нибудь доме, берут собой рукоделие и мелодично рассказывают сказки детям.  Мир традиционных югорских сказок правдив, дети должны познавать суровую жизнь такой, какая она есть. Как и в других культурах, главные герои - животные и растения - соседствуют с явлениями природы, которые говорят, как люди и очень мудры. Раньше сказки нельзя было рассказывать весной, с того момента, когда прилетала первая ворона, летом и осенью, ведь с приходом белых ночей люди начинали трудиться день и ночь. Существовало поверье: если кто-нибудь нарушит этот запрет, то голова его покроется паршой.
хранительницы сказок
Хантыйские и мансийские женщины вечерами собираются вместе в каком-нибудь доме, берут собой рукоделие и мелодично рассказывают сказки детям.  Мир традиционных югорских сказок правдив, дети должны познавать суровую жизнь такой, какая она есть. Как и в других культурах, главные герои - животные и растения - соседствуют с явлениями природы, которые говорят, как люди и очень мудры. Раньше сказки нельзя было рассказывать весной, с того момента, когда прилетала первая ворона, летом и осенью, ведь с приходом белых ночей люди начинали трудиться день и ночь. Существовало поверье: если кто-нибудь нарушит этот запрет, то голова его покроется паршой.
Анки сам
«Сердце у Матери красного Солнца теплей. Ну, а забота о детях – бескрайней дороги длинней» (М.К.Волдина)
У хантов и манси каждая мелочь несет воспитательное значение. Чтобы выжить в суровых условиях, важно воспитать в детях мужество, выдержку, приучить к жизнестойкости и труду. Но при этом категорически не принято наказывать детей. Над ребенком никогда нет насилия: если он не хочет сделать что-то сейчас, то взрослые и не настаивали. Позже он сам спокойно сделает то, о чем просили его родители. Только благодаря такому воспитанию из ребенка может вырасти настоящий хозяин тайги. Своенравный, способный легко переносить любую непогоду, которому по плечу все традиционные промыслы.
Анки сам
«Сердце у Матери красного Солнца теплей. Ну, а забота о детях – бескрайней дороги длинней» (М.К.Волдина)
У хантов и манси каждая мелочь несет воспитательное значение. Чтобы выжить в суровых условиях, важно воспитать в детях мужество, выдержку, приучить к жизнестойкости и труду. Но при этом категорически не принято наказывать детей. Над ребенком никогда нет насилия: если он не хочет сделать что-то сейчас, то взрослые и не настаивали. Позже он сам спокойно сделает то, о чем просили его родители. Только благодаря такому воспитанию из ребенка может вырасти настоящий хозяин тайги. Своенравный, способный легко переносить любую непогоду, которому по плечу все традиционные промыслы.
хозяин тайги
И в бытовой, и в сакральной сферах к собаке у коренных югорских народов особое отношение. На охоте она считалась равноправным партнером и охотнику должно было быть стыдно, если бы он не добыл зверя, найденного собакой.
Даже Полярную звезду ханты называли собакой. Старинные предания гласят о «старике Месяце» – Луне и о его собаке - Полярной звезде. Зимой Луна находится недалеко от Полярной звезды, что означает приближение сильных морозов. Тогда говорят: «Месяц собаку близко притянул». Когда же Полярная звезда находится на далеком расстоянии от Луны: «Месяц собаку на длинную веревку пустил» - значит скоро наступит оттепель.
хозяин тайги
И в бытовой, и в сакральной сферах к собаке у коренных югорских народов особое отношение. На охоте она считалась равноправным партнером и охотнику должно было быть стыдно, если бы он не добыл зверя, найденного собакой.
Даже Полярную звезду ханты называли собакой. Старинные предания гласят о «старике Месяце» – Луне и о его собаке - Полярной звезде. Зимой Луна находится недалеко от Полярной звезды, что означает приближение сильных морозов. Тогда говорят: «Месяц собаку близко притянул». Когда же Полярная звезда находится на далеком расстоянии от Луны: «Месяц собаку на длинную веревку пустил» - значит скоро наступит оттепель.
равновесие
Пожалуй, только удалившись на достаточно большое расстояние от городов, человек может почувствовать, что абсолютное равновесие гораздо объемнее, чем равновесие душевное, телесное, ментальное. Это и равновесие внутреннего мира человека во взаимодействии с внешним.
равновесие
Пожалуй, только удалившись на достаточно большое расстояние от городов, человек может почувствовать, что абсолютное равновесие гораздо объемнее, чем равновесие душевное, телесное, ментальное. Это и равновесие внутреннего мира человека во взаимодействии с внешним.
проводники в мир духов
Собака в мифологии хантов отражает взаимосвязь с человеком и отношение к миру духов. Считается, что произошли собаки во времена, когда на земле появились люди, которые могли оживать после смерти. Однажды, один из них стал причиной окончательной смерти другого, так как не выполнил наставление Торума. В наказание небесный бог превратил потомков виновного в собак.
проводники в мир духов
Собака в мифологии хантов отражает взаимосвязь с человеком и отношение к миру духов. Считается, что произошли собаки во времена, когда на земле появились люди, которые могли оживать после смерти. Однажды, один из них стал причиной окончательной смерти другого, так как не выполнил наставление Торума. В наказание небесный бог превратил потомков виновного в собак.
геологи
Геолог – это состояние души. Вопреки прогнозам скептиков, среди болот, на необжитой и, как тогда казалось, непригодной для жизни территории геологи приступили к разведке. А сегодня округ знаменит месторождениями нефти и газа, которые входят в десятку крупнейших в мире.
геологи
Геолог – это состояние души. Вопреки прогнозам скептиков, среди болот, на необжитой и, как тогда казалось, непригодной для жизни территории геологи приступили к разведке. А сегодня округ знаменит месторождениями нефти и газа, которые входят в десятку крупнейших в мире.
Сердце Югры
«В моем сердце вся природа, добрый нрав и ум народа, ...мне б успеть отдать всё это, всё вернуть земле и детям, перетечь в сердца и души…» (М.К.Волдина)
Сердце Югры… Переплетение сакральных смыслов и символов, родовых корней, традиций и легенд…
Мир, где священное дерево кедр – искры небесного пламени и мост в мир духов, поклонение живой природе-праматери и жаркое тепло родного очага.
Мир бескрайних просторов полей и лесов, полноводная неспешность рек и сочная палитра огненных закатов.
Слияние в единую реку самобытности культур и ремесел коренных народов. Многообразие национальностей и мощный потенциал людей. Неразрывная связь с Югрой, которая в сердце.
Сердце Югры
«В моем сердце вся природа, добрый нрав и ум народа, ...мне б успеть отдать всё это, всё вернуть земле и детям, перетечь в сердца и души…» (М.К.Волдина)
Сердце Югры… Переплетение сакральных смыслов и символов, родовых корней, традиций и легенд…
Мир, где священное дерево кедр – искры небесного пламени и мост в мир духов, поклонение живой природе-праматери и жаркое тепло родного очага.
Мир бескрайних просторов полей и лесов, полноводная неспешность рек и сочная палитра огненных закатов.
Слияние в единую реку самобытности культур и ремесел коренных народов. Многообразие национальностей и мощный потенциал людей. Неразрывная связь с Югрой, которая в сердце.
обрыв берега Сосьвы
На долю исторического града Березово выпало невероятное число событий. Сюда был сослан великий князь Александр Данилович Меншиков. Позднее в ссылку попали князья Долгорукие, известнейший царедворец Остерман. Спустя столетия отсюда совершил побег Троцкий.
Известно, что в ноябре 1729 года князь Меншиков был похоронен у стен построенной им церкви. С его могилой связано множество загадок и легенд. Современные поиски захоронения не увенчались успехом, и многие исследователи считают, что воды Сосьвы, испокон веков подмывавшие крутой берег погоста, унесли останки Меншикова в вечность.
обрыв берега Сосьвы
На долю исторического града Березово выпало невероятное число событий. Сюда был сослан великий князь Александр Данилович Меншиков. Позднее в ссылку попали князья Долгорукие, известнейший царедворец Остерман. Спустя столетия отсюда совершил побег Троцкий.
Известно, что в ноябре 1729 года князь Меншиков был похоронен у стен построенной им церкви. С его могилой связано множество загадок и легенд. Современные поиски захоронения не увенчались успехом, и многие исследователи считают, что воды Сосьвы, испокон веков подмывавшие крутой берег погоста, унесли останки Меншикова в вечность.
озеро близ горы Нёр-Ойка
Нёр-Ойка, или как её ещё в называют Неройка, — священная гора коренного народа Югры манси. Нёр-Ойка – хозяин гор, владыка Урала, покровитель и хозяин оленьих стад, один из семи сыновей Нуми-Торума. «… в этих местах богатства лежат несметные. Искать только их надо. Старик Нёр-Ойка недаром жил на земле», – говорится в мансийской легенде «Неройка и Манарага».
озеро близ горы Нёр-Ойка
Нёр-Ойка, или как её ещё в называют Неройка, — священная гора коренного народа Югры манси. Нёр-Ойка – хозяин гор, владыка Урала, покровитель и хозяин оленьих стад, один из семи сыновей Нуми-Торума. «… в этих местах богатства лежат несметные. Искать только их надо. Старик Нёр-Ойка недаром жил на земле», – говорится в мансийской легенде «Неройка и Манарага».
в краю мифов и легенд
Дух Воды – вездесущ и может проживать в любом водоёме: реке, озере, ручье, каменистых речных перекатах, ямах, заводях с бурным течением воды. Проезжая мимо таких мест, люди стараются задобрить духов подношениями - опускают в воду медные или серебряные монеты. Если водного духа умилостивить, то он обязательно защитит и убережёт от подстерегающих опасностей на воде – издавна считают ханты и манси. Они относятся к воде как к священной, поэтому и называют ее «священное молоко». «Живущих» в воде божеств немного, но все они очень значимы для здешних народов, ведь основное хозяйство в большей степени ориентировано на ловлю рыбы. Считается, что именно от Витхона – Водного духа зависит удача в рыбном промысле, поэтому в его честь устраивают праздники.
в краю мифов и легенд
Дух Воды – вездесущ и может проживать в любом водоёме: реке, озере, ручье, каменистых речных перекатах, ямах, заводях с бурным течением воды. Проезжая мимо таких мест, люди стараются задобрить духов подношениями - опускают в воду медные или серебряные монеты. Если водного духа умилостивить, то он обязательно защитит и убережёт от подстерегающих опасностей на воде – издавна считают ханты и манси. Они относятся к воде как к священной, поэтому и называют ее «священное молоко». «Живущих» в воде божеств немного, но все они очень значимы для здешних народов, ведь основное хозяйство в большей степени ориентировано на ловлю рыбы. Считается, что именно от Витхона – Водного духа зависит удача в рыбном промысле, поэтому в его честь устраивают праздники.
у водопада
Урал – древние горы, возраст самых старых пород более 2 миллиардов лет. За свою геологическую историю горы разрушились, хотя, по мнению ученых, высота Уральских гор превосходила Гималаи. Сейчас мы видим классический уральский горный пейзаж – сглаженный горный рельеф и убегающие за горизонт «милые зеленые горы». Есть, конечно, на Урале место и настоящим горам – на Приполярном и Полярном Урале, где каскады водопадов можно встретить на многих горных речках.
Говорят, в этих местах родилось много мифов и легенд.
у водопада
Урал – древние горы, возраст самых старых пород более 2 миллиардов лет. За свою геологическую историю горы разрушились, хотя, по мнению ученых, высота Уральских гор превосходила Гималаи. Сейчас мы видим классический уральский горный пейзаж – сглаженный горный рельеф и убегающие за горизонт «милые зеленые горы». Есть, конечно, на Урале место и настоящим горам – на Приполярном и Полярном Урале, где каскады водопадов можно встретить на многих горных речках.
Говорят, в этих местах родилось много мифов и легенд.
хребет щуки на фоне горного хребта
Рыба – это не только еда для обских угров. Из нее вытапливается рыбий жир. Из чешуи вываривается прочный клей, из кожи изготавливают одежду, из косточек – игрушки для детей. Удивительно, что даже щучий хребет может превратиться в уникальное украшение северных красавиц.
хребет щуки на фоне горного хребта
Рыба – это не только еда для обских угров. Из нее вытапливается рыбий жир. Из чешуи вываривается прочный клей, из кожи изготавливают одежду, из косточек – игрушки для детей. Удивительно, что даже щучий хребет может превратиться в уникальное украшение северных красавиц.
по следам зверя
Тайга накормит только того, кто чтит и уважает ее законы. Охота – один из основных промыслов народов Югры. Но охотник знает, что добывать молодых особей, беременных самок запрещено. До 5 дней может охотник гнать и выслеживать зверя, пока не приблизится на расстояние выстрела.
по следам зверя
Тайга накормит только того, кто чтит и уважает ее законы. Охота – один из основных промыслов народов Югры. Но охотник знает, что добывать молодых особей, беременных самок запрещено. До 5 дней может охотник гнать и выслеживать зверя, пока не приблизится на расстояние выстрела.
а говорят, что север белый…
Безусловно зима – хозяйка в Югре. Но именно благодаря ей весна, лето и осень раскрываются здесь буйством сочных красок. Вода, небо, лес, горы … богатой палитры и мастерства художника не хватит, чтобы передать их удивительные цвета.
а говорят, что север белый…
Безусловно зима – хозяйка в Югре. Но именно благодаря ей весна, лето и осень раскрываются здесь буйством сочных красок. Вода, небо, лес, горы … богатой палитры и мастерства художника не хватит, чтобы передать их удивительные цвета.
люди таежного поселка
Как и во многих традиционных культурах, в семьях коренных народов главенствующую роль занимает мужчина, а женщина ему подчиняется. В одном жилище проживает три-четыре поколения семьи, что говорит о преемственности рода и силе традиций. Обращаются в семье в основном не именами, а терминами родства.
Когда в хантыйской семье появляется на свет новый человек, его ждут сразу четыре мамы. Первая мама — которая родила, вторая — принявшая роды, третья — та, что первой подняла ребенка на руки, и четвертая — крестная мама. Весь жизненный путь человека сопровождается обрядовыми действиями.
люди таежного поселка
Как и во многих традиционных культурах, в семьях коренных народов главенствующую роль занимает мужчина, а женщина ему подчиняется. В одном жилище проживает три-четыре поколения семьи, что говорит о преемственности рода и силе традиций. Обращаются в семье в основном не именами, а терминами родства.
Когда в хантыйской семье появляется на свет новый человек, его ждут сразу четыре мамы. Первая мама — которая родила, вторая — принявшая роды, третья — та, что первой подняла ребенка на руки, и четвертая — крестная мама. Весь жизненный путь человека сопровождается обрядовыми действиями.